Пропорции женской фигуры

Женская фигура

Пропорции фигуры человека привлекали к себе внимание художников всех эпох. Создавались различные системы пропорциональных соотношений, основанных на равенстве и повторении избранного в качестве модуля размера.

Так, в Древнем Египте модулем служила ступня: рост человека устанавливался равным 6, а позднее 7 ступням. А еще позже модулем служила длина среднего пальца, укладывавшаяся по высоте фигуры 19 раз.

Теоретически пропорциональные соотношения фигуры человека были осмыслены древнегреческим скульптором Поликлетом (V в. до н. э.). Он разработал канон *, по которому за модуль была принята высота головы, укладывавшаяся по высоте фигуры 8 раз. Применительно к выделенным в наше время антропологами типам фигур для человека долихоморфного типа рост будет равен 8 таким модулям, мезоформного типа — 7,5 модулям, брахиморфного типа — 7 модулям.

В зависимости от соотношения размеров отдельных частей тела различают три основных типа пропорций фигуры человека: долихоморфный, мезоморфный и брахиморфный. Сравнительная характеристика этих типов пропорций тела человека приведена в таблице.

Тип сложения
Размеры частей тела
Голова Туловище Руки Ноги
Долихоморфный Небольшая Узкое и короткое Длинные Длинные
Мезоморфный Средняя Среднее Средние Средние
Брахиморфный Большая Длинное и широкое Короткие Короткие

На рисунке (рис. а), дан канон построения фигуры человека, модулем которой служит высота головы мезоморфного типа фигуры. Как видно из рисунка, ширина плеч равна 1,5 модулям, расстояние между центрами грудных желез — 1 модулю, ширина таза — 1,5 модулям, ширина талии — 1 модулю, положение талии — 3 модулям, положение локтевого сгиба руки — 3 модулям, положение лобка — 4 модулям, положение низа коленного сустава — 6 модулям, положение низа голени — 7 модулям, положение стопы — 7,5 модулям.

Пропорции женской фигуры
Пропорции женской фигуры

Определенный интерес представляет канон, основанный на правилах «золотого сечения» (рис. б). Построение Цейзингом по этому канону членения фигуры человека показало, что все границы членения проходят в местах соединения скелета. Например, расстояние от темени до конца кисти равно расстоянию от подошв до локтевого сгиба или пупка, расстояние от темени до пупка равно расстоянию от подошв до конца кисти, расстояние от подбородка до пупка равно расстоянию от подошв до коленных чашечек, расстояние от локтя до начала кисти равно длине головы или расстоянию от коленных чашечек до кончиков пальцев и др.

Много работал по выяснению пропорций фигуры немецкий художник эпохи Возрождения А. Дюрер.

А. Дюрер Пропорции фигуры человека
А. Дюрер Пропорции фигуры человека

Рост и размах рук человека являлись модульными величинами разнообразных форм одежды, построенных на геометрических формах квадрата и прямоугольника, равного двум квадратам. Этот принцип кроя одежды использовался в Египте и Древней Греции, в народной одежде славян и восточных народов.

Построение конструкции одежды на основе подобия и повторения геометрических фигур (квадрата, прямоугольника и треугольника), выведенных из пропорций фигуры человека, дает возможность моделировать одежду путем геометрического построения в отличие от расчетного, принятого в производстве.

* Канон (греч. — норма, правило) — система норм и правил в искусстве, господствующая в данный период.

Добавить комментарий